Отношение церкви к нудизму

Возникший в Германии в конце XIX века под названием Freikörperkultur (FKK = культура свободного тела), нудизм предлагался как альтернатива тому образу жизни, который навязывался на всех социальных уровнях индустриальной культурой, отдалявшей человека от природы и от простых вещей. Через наготу, танец, гимнастику и вегетарианство немецкая интеллигенция среднего класса пыталась вновь войти в гармонию с тем миром, который их породил.

Во Франции нудизм начал распространяться около 1920 года. И это было не простое копирование немецкой Nacktkultur, а самостоятельное явление, на которое лишь отчасти повлияло то, что в Германии уже достигло апогея. Не случайно Франция считается второй родиной нудизма. Такие понятия, как нудизм и натуризм, всегда стояли рядом. Нудизм предлагает наготу как фактор личного и социального благосостояния, натуризм же дополняет нудизм посредством более широкого понимания благосостояния, включающего в себя среди прочего физическую работу, здоровое питание и защиту природы.
В документах Церкви отсутствует явное осуждение нудизма и натуризма, несмотря на то, что Церковь неоднократно пыталась противостоять этому явлению, считая его некой формой моральной вседозволенности.
Библия толкует наготу человека не как гармонию с природой, а как следствие первородного греха. Адам и Ева в Едемском саду были оба наги, но после грехопадения это состояние становится выражением собственного стыда, о чем повествует Книга Бытия (3,7-10): “И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания … Воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Господь Бог: кто сказал тебе. Что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?”. Таким образом, нагота – это не просто отсутствие одежды, но сознание собственного несоответствия перед лицом Бога; человек не является самодостаточным существом, способным довольствоваться собственной природой, он нуждается в основополагающих отношениях с Богом, чтобы всецело принять самого себя.
Вот почему одеваться означает совершать моральный акт, продиктованный стыдливостью, то есть желанием преодолеть свои границы и обрести истинное общение: быть же “без стыда” или “бесстыдными” указывает на высокомерие того, кто все приписывает себе самому, повторяя ошибку Адама и обеспечивая себе погибель.
Таким образом, “нудистская культура” с религиозной точки зрения неприемлема. Она, с другой стороны, обнаруживает свои изъяны и с чисто человеческой точки зрения: в среде нудистов не поощряются межличностные отношения, требующие прохождения пути взаимного внимания и «открытия», напротив, происходит такая унификация, которая приводит к стиранию личности и как следствие к угасанию физического и духовного желания соединиться с другим человеком.
Священник Стефано Каприо
procatholic.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *